Информационные технологии в образовании,логопедии
11 декабря 2011
В каком-то смысле все педагогические технологии (способы) являются информационными, так как учебный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Для получения образования на базе компьютерных технологий – необходим три основных компонента: аппаратно-программный базис, подготовленный преподаватель и электронные учебные материалы – образовательные электронные издания и ресурсы.
Виды образовательных электронных изданий и ресурсов:
- информационно-справочные (энциклопедии, справочники, словари, атласы);
- учебные (получение информации, практические занятия, аттестация) – представляют собой учебные пособия, содержащие систематизированный материал;
- общекультурного характера (виртуальные экскурсии, путешествия по городам мира, знакомство с мировой художественной культурой).
Электронные ресурсы и издания по исполнению разделяются на: электронные издания на оптических носителях, сетевые информационные ресурсы, комбинированные (диск и сеть).
При разработке электронных информационных ресурсов (ЭИР) необходимо опираться на две аксиомы, при их соблюдении многие недостатки использования ЭИР нивелируются:
1. Компьютер не заменяет педагога и в ближайшем будущем заменить не сможет.
2. Электронное издание не должно дублировать книгу, практическое пособие, рабочую тетрадь и т.п. для детей с отклонениями в развитии, а должно быть нацелено на задачи, которые полиграфические издания не решают.
Данные в ЭИР принято называть контентом. Контент подразделяется на символьную информацию (текст, числовые данные), звуковой и визуальный ряды, среди них выделяют реалистические (отражающие реальный мир) и синтезированные (созданные человеком). Примером реалистического визуального ряда может стать видеофильм, примером синтезированного – мультипликация.
Преимущества ИКТ в образовании.
Интерактивность – обмен пользователя с компьютером информации в символьном и звуковом представлении. Данный показатель и отличает мультимедийные технологии от технических средств обучения (ТСО). Уровень интерактивности – уровень активности пользователя (ребенка) при работе с ЭИР. Уровень интерактивности ЭИР – показатель качества с методической точки зрения.
Основной способ организации интерактивности – использование экранного меню, с помощью которого пользователь выбирает объекты на экране, возможно расширение информации путем перехода к другому объекту. Другой способ организации интерактивности – ввод символьной строки с клавиатуры, голосовое управление, распознавание речи с целью оценки произношения. Третий способ – перемещение объектов на экране. Еще один способ – использование правой кнопки мыши для получения комментариев по объекту, таким образом, возможно получение «подсказки» педагога ребенку. Наиболее часто используемым способом установления обратной связи с пользователем достигается сопровождением действий в программе звуковым файлом.
Существует международное определение уровней интерактивности [Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М., «РИТМ», 2005. С. 36]:
1.Простой (пассивный) уровень характеризуется минимум действий пользователя, небольшими функциональными возможностями интерактивности (запуск программы, остановка, возвращение к предыдущему объекту, переход по гиперссылкам).
2.Ограниченный уровень взаимодействия с учебным продуктом, в котором ребенок реагирует на отдельные запросы программы (тестирование, строгое следование инструкции героя программы).
3. Полный уровень интерактивности. Многочисленные запросы и разнообразные варианты ответы ребенка на них (манипуляция объектов на экране, распознавание речи, имитационное моделирование, сложная навигация).
4. Уровень реального масштаба времени.
Моделинг – имитационное моделирование и функциональное представление объектов окружающего мира и способов взаимодействия с ними.
Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль над состоянием процесса, позволяет дистанционно управлять образованием.
Производительность – автоматизация нетворческих, рутинных операций, например, ведение документации.
Мультимедиа – отражение объектов действительности во всех возможных формах.
Исторический аспект компьютеризации специального образования.
Одним из важнейших направлений исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики является разработка специальных средств обучения, необходимых для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, обусловленных нарушениями их развития. Применительно к области обучения произношению в разных странах мира на протяжении ХХ века разрабатывались специальные средства обучения, основанные на идее визуализации акустических компонентов речи. Предпринимались многочисленные попытки расширить сенсорную базу для формирования произносительных навыков за счет предоставления детям дополнительной визуальной опоры для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени. В основе этих поисков лежало стремление специалистов сделать предметным и доступным для ребенка анализ «ускользающей» звучащей речи на занятиях по формированию и коррекции произносительной стороны речи [Кукушкина, 2004].
Применение компьютера в качестве вспомогательного средства обучения в специальном образовании по началу имело значение лишь для визуализации речи. Использованию компьютера предшествовал длительный период использования различных механических и электрических вибраторов в отечественной и зарубежной сурдопедагогике [Кукушкина О.И., 2004]. В 40-х гг. группа исследователей начала разработку системы, способной преобразовывать звучащую речь в оптические сигналы. С этого времени началось создание вспомогательных средств обучения, основанных на визуализации акустических компонентов речи и получивших название «Видимая речь». Это были первые вспомогательные средства, которые могли применять в своей работе логопеды: приборы позволяли сравнивать эталонное произнесение звука и дефектное. К сожалению, эти приборы распознавали лишь ограниченное количество слов, произнесенных в медленном темпе. Однако подчеркнем, что первоначально эти приборы создавались для нужд сурдопедагогики.
В конце 70-х в развитых странах Европы и США специалисты начали осуществлять переход к средствам обучения нового поколения, основанным на использовании микропроцессоров и ИТ. В результате использования технологий на основе микропроцессоров исследователям удалось добиться сохранения всех произносимых ребенком образцов речи, таким образом, ребенок мог стремиться к улучшению своего произнесения, приближению к эталонному произнесению. Такой скачок в развитии технологий визуализации означал переход вспомогательных средств из категории приборов и устройств в категорию программно-аппаратных комплексов [Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б., 2004]. Очередной прорыв в области использования информационных технологий был совершен сотрудниками корпорации IBM в 1989 г. Ими был создан программно-аппаратный комплекс «Speech Viewer». Явными преимуществами в сравнении с другими созданными в то время технологиями были достаточно высокий уровень интерактивности, а также представление речевого образца на экране в виде красочного информативного для ребенка дошкольного возраста образа.
В России исследователи продолжали работать над проблемой визуализации речи, и за последние двадцать лет было создано некоторое количество программно-аппаратных комплексов, таких как «Дельфа-142», «Визуальный тренажер произношения», «Речевой калейдоскоп», «Живой звук», «Мир звуков и слов» и др. Все подобные программы все же имели основную цель – обучению произношению детей с нарушениями слуха, хотя использовались и логопедами, например в коррекции речи у детей с ринолалией (Зеленская Ю.Б., 2003). Постепенно логопеды совместно с техническими специалистами приступили к разработке компьютерных логопедических программ для коррекции системных нарушений речи (ОНР), дизартрии, нарушений письменной речи, ярким примером специализированной компьютерной логопедической программы может служить «Игры для Тигры» (Лизунова Л.Р., 2004).
Возможности ИКТ в коррекционно-образовательном процессе.
1. Основная задача информатизации образования – индивидуализация процесса изучения, воспитания и обучения (Кукушкина О.И., 2004, Могилева В.Н., 2007, Тураносов Э.Д., Тураносова Е.Н, 2008, Сударикова С.А., 2008 и др.). Принципиальное новшество использования компьютера – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения, что и обеспечивает качественную индивидуализацию обучения.
2. позволяют организовать централизованный контроль действий детей, причем контроль более объективный, не зависящий от педагога. Педагогам, родителям предоставляется информация о результатах действий детей, в том числе и в динамике.
3. позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы, уровень подготовки детей и структуру нарушения
4. компьютерные игры могут существенно расширить сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности дошкольника
5. уникальные возможности социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, позволяет расширить сферы будущей трудовой деятельности
6. вносят новые игровые моменты в процесс коррекции нарушений,
7. позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям. позволяют использовать различный стимульный материал, работать на разных уровнях сложности;
8. позволяют реализовывать принцип комплексности;
Благодаря использованию информационных технологий в образовании лиц с речевыми нарушениями появляется возможность мотивировать их деятельность в тех случаях, когда другими средствами это сделать не представляется возможным; проектировать новые содержательные области образования, освоение которых усложнено вне компьютерных моделей; находить существенно более эффективные способы решения традиционных задач специального образования (Кукушкина О.И., 2001).